Образец для подражания
Несколько месяцев назад в Украине были утверждены принципы реформирования системы лекарственного
обеспечения в соответствии с европейскими практиками. В частности, было принято решение о реформировании системы лекарственного обеспечения в соответствии с немецкой моделью функционирования аптечного рынка, что предполагает отказ от аптечных сетей. Не одномоментно — в течение полугода. собственники аптечных сетей должны распродать торговые точки. А чтобы обезопасить потребителей от потенциальных рисков, связанных с нововведением, вводится временное разрешение на функционирование интернет-аптек. Причем все украинские интернет-аптеки при регистрации должны получить Единый европейский логотип (The common European Logo).
Национальные особенности
Законодательство всех стран Евросоюза, регулирующее деятельность аптечных учреждений, базируется на Копенгагенской декларации, принятой в мае 1994 году на III Ежегодным совещании Европейского форума фармацевтических ассоциаций и Европейского регионального бюро ВОЗ.
Но несмотря на единую основу, законодательство, регламентирующее аптечное дело, в каждой европейской стране имеет свои особенности
Так, в Польше собственниками аптек могут быть как юридические, так и физические лица. В том числе, и фармацевты, являющиеся членами Аптечной палаты или любого другого органа аптечного самоуправления. Однако, руководить аптекой может только фармацевт.
В Эстонии собственником аптеки может быть только фармацевт, имеющий эстонское гражданство.
В Голландии есть аптеки, владельцами которых являются фармацевты, обязанные работать в них лично. Есть аптеки, принадлежащие фармацевтическим обществам. И есть благотворительные аптеки.
Некоторые из них имеют собственные помещения. Большинство аптек работает в арендованных помещениях. Причем срок аренды, установленный законом, составляет 20 лет.
В Швеции частная собственность на аптеки отсутствует как таковая. В этой стране часть аптек при-надлежит органам местной или центральной власти, часть — страховым компаниям, в уставных фондах которых доля государства превышает 50%. Но в любом случае руководители аптек назначаются на конкурсной основе после прохождения обязательной стажировки.
В Люксембурге есть частные аптеки, собственниками и одновременно руководителями которых являются фармацевты. И есть государственные аптеки, которые сдаются в аренду фармацевтам, прошедшим конкурсный отбор и обладающим большим стажем работы. По достижении 70-летнего возраста аптеку передают в аренду другому фармацевту.
Государственных аптек в Люксембурге больше, поскольку в соответствии с действующим законодательством, первоочередное право на приобретение аптеки предоставляется государству.
Рынок Великобритании традиционно открыт для аптечных сетей: первая аптечная сеть появилась в Соединенном Королевстве еще в конце XIX века. Тем не менее, превалируют на британском рынке независимые аптеки: по некоторым оценкам, их доля значительно превышает 50%. Причина тому простая — ограничения по географическому расположению аптек, существующие в британском законодательстве. Цель этих ограничений — предоставить жителям каждого района выбор из нескольких аптек.
На практике независимым аптекам выдается намного больше лицензий, нежели филиалам сетей. И что не менее важно, благодаря географическим ограничениям у независимой аптеки появляются постоянные клиенты, а значит и возможность выжить.
По мнению экспертов, сосуществование аптечных сетей и независимых аптек обеспечивает соблюдение баланса между доступными ценами (за счет эффекта масштаба в крупных сетях) и удобством для потребителей.
Фридрих II и современность
В Салернском эдикте 1241 года император Свя-щенной Римской империи Фридрих II не только впервые разграничил права и обязанности аптекаря и врача, но и установил правила ведения аптечного дела.
В частности, в Салернском эдикте указывается, что обязанностью врача является лечение больных. Снаб-жать пациентов лекарствами, вступать с ними в торговые отношения и содержать аптеку врач не имеет права. Владельцем аптеки может стать лишь аптекарь, проэкзаменованный на медицинском факультете, получивший специальное удостоверение и несущий личную ответственность за качество реализуемых лекарств.
Некоторые правила, введенные Фридрихом II, практически в неизменном виде нашли отражение в законодательстве, регламентирующем деятельность аптек в современной Германии.
Так, в соответствии с законодательством, собственником аптеки (или аптеки с тремя филиалами в одном городе либо районе) может стать только специалист с высшим фармацевтическим образованием. Как правило, сам владелец аптеки работает в ней управляющим всю жизнь. Наемный же персонал может меняться. Но происходит это довольно редко: работа в аптеке считается престижной и хорошо оплачивается.
В исключительных случаях (если, к примеру, владелец достиг пенсионного возраста или тяжело заболел) аптека может быть передана в управление другому дипломированному фармацевту.
Так или иначе, формулируя правовые нормы, немецкие законодатели исходили из того, что «разрешать продажу медикаментов населению следует только представителям малого бизнеса, несущим за это персональную ответственность, а не компаниям с привлекаемым капиталом, стремящихся к максимизации прибыли в интересах своих собственников».
Однако несколько лет назад Европейская комиссия приняла решение об открытии внутреннего аптечного рынка Германии для немецких и иностранных финансовых инвесторов.
Либерализацию рынка планировалось начать с 1 января 2008 года и завершить к 2010 году. Последствия нововведения немецкие эксперты оценили следующим образом «в течение трех-четырех лет после либерализации рынка из 20 тысяч немецких аптек независимость сохранят не более восьми тысяч, остальные перейдут под контроль сетевых компаний».
Безусловно, такая перспектива представителей малого бизнеса не устраивала. Владельцы аптек «дошли» до Европейского суда, который в 2009 году признал правомерность действующих в Германии законов, целью которых является «надежное и высококачественное обеспечение населения лекарственными средствами».
Мало того. В решении суда отмечалось, что страны-члены Евросоюза должны иметь право принимать меры для защиты здоровья своего населения и одной из таких мер можно считать норму, в соответствии с которой «торговать лекарственными средствами разрешается только фармацевтам, обладающим подлинной профессиональной независимостью». И причина тому простая: «нанятый менеджер-фармацевт такую независимость в полной мере не гарантирует, поскольку существует опасность, что он по требованию своего работодателя отдаст приоритет экономическим интересам, а не охране здоровья населения».
Немецкая специфика
Согласно германскому законодательству, каждая аптека должна иметь две лаборатории:
- лабораторию, предназначенную для индивидуального изготовления лекарств по прописям врача и проведения анализа состава лекарственных препаратов, поскольку врачи, подбирая медикаментозное лечение, имеют право выдавать пациенту образцы лекарств (до 10 таблеток);
- и лабораторию для забора крови из пальца для анализа на холестерин.
Без соблюдения этого условия лицензия не выдается.
А вот ассортимент каждая аптека формирует по собственному усмотрению, включая в него лишь препараты, пользующиеся постоянным спросом. Остальные лекарственные средства клиентам приходится заказывать. Но заказ выполняется быстро: как правило, срок доставки в аптеку отсутствующего лекарства составляет всего два часа. Дело в том, что каждое лекарство имеет собственный фармацевтический номер, занесенный в единую компьютерную систему, которой пользуются немецкие аптеки. И поскольку этот номер указан на каждой упаковке, нужное лекарство можно легко найти на складе и доставить в аптеку.
Большинство лекарств в Германии отпускается исключительно по рецептам. Причем рецепт на наркотический препарат действителен только семь дней, но должен храниться в архиве аптеки в течение трех лет. Тогда как срок хранения документации препаратов на основе крови еще дольше — целых 15 лет.
Стоит отметить, что в Германии рецептурные препараты продают по фиксированным ценам. Таким образом немецкие законодатели стараются защитить пациентов от превратностей рынка.
Стоимость отпущенных рецептурных средств возмещается аптекам больничными кассами: полностью, если рецепт выписан ребенку до 18 лет, или частично, если речь идет о взрослом. В среднем клиент оплачивает примерно десятую часть стоимости лекарства. Однако величина доплаты варьирует в зависимости от цены на препарат. Такой подход позволяет уменьшить потребление дорогих лекарств, что несомненно выгодно страховым компаниям. Да и аптеки заинтересованы в продаже дешевых препаратов, торговая наценка на которые гораздо выше: если на самые дорогие медикаменты розничная наценка не превышает 30%, то на самые дешевые она может составлять 68%. Как следствие, на долю генериков приходится примерно треть немецкого фармрынка.
Безрецептурные препараты (главным образом — противопростудные средства) составляют около 12% общего объема продаж.
Однако по данным маркетинговой фирмы ACNielsen, потребление безрецептурных препаратов в Германии с каждым годом снижается на 2–3%.
Аналитики поясняют наблюдаемый феномен двумя причинами: снижением количества простудных заболеваний и резким уменьшением количества рецептов, выписываемых врачами на эти препараты.
Здесь уместно заметить, что при наличии рецепта на безрецептурное лекарство, страховая компания обязана компенсировать его стоимость.
Тогда как клиенту, приобретающему безрецептурные препараты без рецептов, аптека выдает так называемый Gutschein — своего рода товарный купон, на котором пробивается шесть штампов. Это означает, что каждый из шести медикаментов обойдется покупателю на 20 центов дешевле. Накопив таким образом, к примеру, 4 евро, клиент может приобрести на эти деньги какой-либо товар, находящийся в свободной продаже.
И еще одно.
Каждая немецкая аптека оснащена так называемой аптечной камерой. Другими словами, камерой видеонаблюдения, которая изо дня в день фиксирует работу аптеки.
Кроме того, время от времени без предупреждения в аптеку наведывается проверяющий. Если в ходе проверки ему удается выявить нарушения, на аптеку налагается штраф, величина которого может доходить до 10 тыс. евро. Неудивительно, что владельцы немецких аптек предпочитают соблюдать существующие правила.
Экспансия по франшизе
В Германии, впрочем, как и в других странах, где законодательство запрещает создавать аптечные сети, существуют объединения независимых аптек, работающих под одним брэндом. Иногда их называют брэндированными сетями, иногда - независимыми аптечными партнерствами.
По сути, такие объединения работают по франшизе крупной транснациональной компании. Правда, франшиза несколько отличается от классической.
Согласно договору, заключенному между объединением и компанией, независимые аптеки, входящие в состав объединения, приобретают у компании определенный набор услуг и получают право на использование ее брэнда.
Что это дает на практике, можно судить по следующему примеру.
В 2009 году в Германии существовало два конкурирующих объединения независимых аптек: одно — под брэндом DocMorris, второе, более крупное — под брэндом Linda.
Благодаря совместным оптовым закупкам и координированному маркетингу цены на безрецептурные препараты в независимых аптеках, входящих в состав обоих объединений снизились. Правда, коррелировал ли уровень снижения цен с величиной объединения, история умалчивает.
Львова Ламара, канд. биол. наук