X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Психологический климат в коллективе аптеки

Одной из серьезных проблем работы аптек является большая текучесть кадров. Она приводит к нарушению слаженной работы организации и, в свою очередь, к потере прибыли. Качество лекарственного обеспечения населения в значительной мере зависит от общей положительной атмосферы аптеки. Каждый работник аптеки, приходя на работу, приносит с собой свою энергию. Она должна быть направлена на получение определенных результатов, которые приносят удовлетворение как посетителям аптеки, так и самим работникам.

Социально-психологический климат в аптеках является проявлением эффективности руководителей аптек и отражается на экономических показателях, а также на достижении основной цели фармацевтической деятельности – своевременного, качественного и лекарственного обеспечения населения.

Гигиенические условия в аптеке должны быть комфортными, значительное влияние на работу провизора или фармацевта оказывает температура воздуха и влажность помещения, удобное рабочее место. Важное место занимает общение в коллективе, социальная атмосфера и психологический климат, которые должны быть хорошими на протяжении всего рабочего дня.

Как понять, какой же климат в вашем коллективе?

 

Благоприятный климат

При таком климате каждый работник аптеки чувствует себя комфортно на рабочем месте. В коллективе царят приятные отношения и доверие друг к другу. Все работники чувствуют себя прекрасно, уверены в своих силах и способностях, их желания совпадают с возможностями, реализуются новые идеи. Если в работе возникают какие-либо недочеты или ошибки, они легко и быстро исправляются. Работники аптеки будут эффективно работать и приносить высокую прибыль.

Неблагоприятный климат

При таком климате в коллективе наблюдается постоянный пессимизм, сотрудники нервничают, у них нет желания работать, находятся в постоянном напряжении, часто возникают конфликты друг с другом. В таком коллективе нет слаженной работы или совместных проектов, сотрудники не могут работать в полную силу – все это приводит к плохой работе всей аптеки.

Каждый руководитель аптеки должен интересоваться сложившимся климатом в коллективе. В беседе с сотрудниками он должен узнать, нравится ли им работа, являются ли условия работы комфортными. При этом можно определить сложившуюся обстановку в аптеке. Очень важно, чтобы провизоры и фармацев-ты доверяли друг другу, а также своему руководителю. Чтобы получить положительные результаты, чтобы достичь поставленных целей, нужно уметь работать в команде. Создавать благоприятную обстановку для работы является обязанностью эффективного руководителя.

Но, к сожалению, не во всех аптеках уделяется достаточно внимания комфортной обстановке работы. Это влечет за собой целый ряд проблем и сложностей.

Выбор профессии должен основываться на предпочтениях, знаниях, опыте, но не всегда человек делает правильный выбор. Но бывает и так, когда на работу в аптеку приходит молодой специалист с высшим образованием, прекрасными знаниями и большим потенциалом. Но, попав в разлаженный коллектив, не может эффективно работать, постепенно теряет веру в себя, часто становится участником конфликтов и такой сотрудник без капли сожаления уходит из аптеки. Затем старается сменить профессию на другую, о чем может затем жалеть всю жизнь. Один работник не в силах изменить весь коллектив.

Как же возникают конфликты? Чтобы это понять, нужно знать ответы на вопрос, что послужило поводом для возникновения конфликта и по какой причине он возник. В чем разница между причиной и поводом? К примеру, когда работники аптеки не могут решить, кто выйдет на работу в праздничный день, эта ситуация перерастает в конфликт. В таком случае время работы будет лишь поводом, в результате которого люди хотят выяснить, кто из работников пользуется большим влиянием на руководителя или кто является любимчиком. В скором времени может появиться похожий конфликт, например, как кто должен выполнить не слишком приятную работу. И тогда появляются в коллективе серьезные психологические проблемы, которые нужно решать, чтобы сохранить коллектив и эффективную работу в нем.

Психологический климат или микроклимат в аптеке влияет на то, будет ли человек испытывать внутреннюю удовлетворенность от работы и быть хорошим работником в одном коллективе или же постоянно испытывать дискомфорт и быть отстающим в другом коллективе.

Давайте разберемся, какие же факторы определяют психологический климат человеческих взаимоотношений, по каким критериям его можно оценить и какие характеристики соответсвуют ему. Чаще всего психологический климат – это «целостное состояние коллектива, при котором относительно устойчивый эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности и характер межличностных отношений». По другой точке зрения, психологический климат определяется как «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что любые факторы коллективной деятельности оказывают влияние на психологический климат. Под климатом в рабочем коллективе понимают прежде всего психологическое отражение условий работы на эмоциях и настроении людей.

При оценке психологического климата обычно обращают внимание на отношение людей к своей работе и отношения друг с другом в ходе работы. В каждом случае присутствуют эмоциональный и предметный компоненты, а отношения друг с другом можно разделить на уровни:

  1. Вертикальный уровень – отношения между руководителем и подчиненными.
  2. Горизонтальный уровень – отношения между коллегами.

 

Известно, что проявления психологического климата достаточно многообразны. Психологический климат меняется в зависимости от производственной обстановки, времени действия и эмоционального состояния работников.

Ни для кого не секрет, что работа в аптеке имеет определенные минусы. Поэтому в большинстве случаев она отрицательно сказывается на самочувствии работников. Это неудивительно − постоянное общение с большим количеством посетителей аптеки в течение дня, сосредоточенность, высокая степень ответственности и напряженность оказывают влияние на состояние нервной системы и здоровья в целом.

Что влияет на психологический климат в коллективе?

Психологическая совместимость

Это способность работников к совместной деятельности, в основе который лежит оптимальное сочетание личностных качеств. Людям, в чем-то похожим, будет легче наладить взаи-модействие во время рабочего процесса, в результате чего появляется уверенность в себе и повышается самооценка. Существует три уровня психологической совместимости:

  • психофизиологический;
  • психологический;
  • cоциально-психологический.

В основе психофизиологической совместимости лежит оптимальное сочетание темпераментов людей. Например, флегматик и холерик будут выполнять работу в разном темпе, что может повлечь за собой конфликты в процессе работы.

Психологическая совместимость включает в себя совместимость характеров и типов поведения. Так, импульсивному работнику в качестве напарника подойдет спокойный и уравновешенный коллега.

Cоциально-психологическая совместимость основана на согласовании социальных ролей. Двум работникам, которые оба хотят доминировать, будет сложно при совместной работе.

Стиль руководства

Роль руководителя в создании оптимального психологического климата является решающей. Компетентность руководителей основана на социально-психологических методах урегулирования конфликта. Руководитель должен постоянно контролировать социально-психологическую атмосферу в коллективе. Необходимо использовать различные социально-психологические методы для профилактики или устранения стрессовых ситуаций и конфликтов на аптечном предприятии.

Санитарно-гигиенические условия работы

Жара в рабочих помещениях, духота, плохое освещение, шум – все эти факторы могут стать источником раздражительности и повлиять на психологическую атмосферу в коллективе. И наоборот, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность в процессе работы, что способствует формированию благоприятного социально-психологического климата.

Характер выполняемой работы

Монотонная деятельность, высокая ответственность, эмоциональная насыщенность могут косвенно отрицательно повлиять на психологический климат в рабочем коллективе.

Удовлетворенность работой

Для формирования благоприятного психологического климата огромное значение имеет то, насколько работа интересна для сотрудника, насколько она разнообразна, является ли работа творческой и соответствует ли она его профессиональному уровню. Также важно, позволяет ли работа реализовать свой творческий потенциал и есть ли возможность профессионально расти.

Удовлетворенность работой повышается в результате удовлетворенности условиями работы, достойной оплатой труда, справедливым распределением отпусков, оптимальным режимом работы. Значительная роль отводится перспективам карьерного роста, возможности повышения профессионализма, а также характеру деловых отношений в коллективе по вертикали и горизонтали.

Организация совместной деятельности

Способ распределения полномочий, наличие общей цели влияет на социально-психологический климат в коллективе.

А нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие работника его профессиональной роли, а также полная психологическая несовместимость участников совместной деятельности приводят к повышению напряжения и могут послужить источником конфликтов.

При общении со многими провизорами и фармацевтами можно узнать, что в основном работников аптек устраивает их трудовой коллектив, в котором они проводят большую часть дня, так как в них создана благоприятная атмосфера взаимного уважения. Это происходит благодаря эффективному руководителю, который умеет найти подход к каждому сотруднику аптеки. В основном отношения в коллективе строятся на гуманной основе и взаимном уважении. Почти все провизоры и фармацевты отмечают, что сотрудники их аптек вежливы, порядочны, честны, доброжелательны и справедливы при общении друг с другом. Фармацевтические работники уважают труд и опыт каждого члена коллектива, почти всегда готовым бескорыстно поделиться свои-ми знаниями и опытом. Все это и способствует созданию оптимального психологического климата в аптеке, что обязательно отражается на качестве обслуживания посетителей аптеки!

 

 

  Кириченко Людмила