X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Трудный покупатель: особенности работы

«Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек" (W. Schmidbauer).

Если спросить у провизоров: «Встречались ли вы с трудными покупателями?», — мы получим положительный ответ и увидим самые разные эмоции. Профессиональная деятельность работников первого стола осуществляется в постоянном взаимодействии с людьми, где провизор не должен показывать свое настроение и свои амбиции. Как гласит нам этический кодекс фармацевтических работников, провизор должен с уважением относиться к каждому покупателю с позиции индивидуального подхода, не проявляя преимуществ или неприязни, владеть психологическими навыками общения для достижения доверия и взаимопонимания, быть чутким, доброжелательным и внимательным к покупателю. Но как же сохранить самообладание и вежливость, когда появляется трудный покупатель, когда он, например, грубит, ругается, требует вернуть деньги за уже купленный товар, конфликтует, обвиняет провизора в некомпетентности или попросту Вам не симпатичен? Об этом и будет данная статья. Если разобраться в самом определении «трудный покупатель» — то это покупатель, который вызывает напряжение, раздражение и требует определенных усилий. Но один и тот же посетитель аптеки для кого-то бывает «трудным», а для кого-то — обычным покупателем, который не вызывает никаких трудностей и неудобств. Порой даже самый «нетрудный» клиент может себя повести очень эмоционально или жестко в «трудной ситуации». При этом «трудная ситуация» могла возникнуть у клиента по его внутренним причинам, а могла и по вине провизора. Возникновение «трудной ситуации» также может быть обусловлено как непрофессионализмом провизора и отсутствием коммуникативных навыков, так и, определенными личностными характеристиками и качествами работника первого стола и посетителя аптеки. Что это значит? А значит это то, что, как и покупатель, так и ровным счетом провизор обладают неповторимыми индивидуально-психологическими особенностями личности. Т. е. у каждого из нас есть уникальная психика, индивидуальное восприятие мира и обстоятельств, непов-торимый темперамент и характер. Казалось бы, существует же четыре типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) и всех людей можно разделить соответственно на четыре группы людей. Но в сочетании с определенными чертами характера, особенностями воспитания, общения, личного опыта и трудовой деятельности на нашей планете мы не встретим двух одинаковых по психологическому составу людей. Вся эта композиция и обуславливает нашу индивидуальность, отношение к миру и особенности процесса взаимодействия с людьми. Как известно, нет плохих и хороших темпераментов. С каждым типом темперамента могут возникнуть трудности во взаимодействии. Поэтому, провизору необходимо знать и уметь распознавать темперамент покупателя, и уметь работать с каждым из представителей разных темпераментов, не допуская возникновения «трудных ситуаций». Покупатели с разным темпераментом могут по-разному реагировать на Вашу нейтральную фразу. Например, критическое замечание, произнесенное спокойным, ровным тоном, может вызвать у холерика — возбуждение, у сангвиника — прилив энергии, у меланхолика — испорченное настроение на весь день, а у флегматика — всего лишь легкое недоумение. Разберем с Вами некоторые особенности общения с покупателями разного темперамента В общении с холериком недопустимо: критиковать, повышать голос, ждать от него обдуманных и взвешенных решений, обижаться на его резкость, прямолинейность в общении, несдержанность с Вашей стороны. Во взаимодействии Вам необходимо использовать его лидерские качества, желание везде быть первым. Придерживаться в общении спокойного, делового тона. В общении с сангвиниками недопустимо: умение давать эмоциональную поддержку, стремление глубоко разобраться в вопросе, который ему не интересен. Провизору необходимо поддерживать его интерес, использовать его умение общаться. При работе с флегматиками не нужно ждать от него креативности, гибкости поведения. Необходимо не торопить его в совершении покупки, дать ему “материал” для размышления. При общении с меланхоликами недопустимо критиковать, повышать голос, принуждать к чему либо, если он психологически не готов, ждать от него инициативы, активности, общительности. Работнику первого стола нужно поддерживать его в решении, хвалить, делать комплементы, общаться спокойным и ровным тоном.   Среди участников общения (как профессионального, так и непрофессионального) встречаются люди, которые спокойно и индифферентно относятся к различным ситуациям, сохраняя уравновешенность и способность принимать оптимальные решения, и те, которые склонны к конфликтному поведению. Традиционно вся психологическая литература делала и делает акцент на «разрешение» конфликта, подчеркивая, что конфликт можно и необходимо разрешить или элиминировать (от лат. — исключать, удалять). Целью разрешения конфликтов есть достижение идеального бесконфликтного состояния, когда люди взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. В современной конфликтологии существует двухмерная модель регулирования конфликтов, которая предполагает пять способов регулирования деструктивного взаимодействия, которые описаны ниже. Соперничество (конкуренция). Одному из участников взаимодействия представляется очевидным, что предлагаемое им решение — наилучшее, отсюда появляется стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, тем более что иного выбора нет и терять нечего. Делается попытка повлиять на других, провести свою линию, ибо цель оправдывает средства. Избегание. Отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей. Человек, стремящийся к избеганию, больше всего заботясь о своем собственном здоровье, считает, что предмет спора не имеет отношения к обсуждаемой проблеме, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем. Поэтому дальнейшее изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе деструктивного взаимодействия представляются ему более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения. Приспособление. В противоположность соперничеству человек приносит в жертву собственные интересы ради другого человека. Целью этого является желание сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликтных взаимоотношений и даже не решение задачи. Компромисс (взаимная уступка как нейтральный вариант). Этой стратегии, поскольку необходимо принять срочное решение при дефиците времени, отдают предпочтение те участники взаимодействия, которые обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы. Как правило, они ориентированы не только на дело, на конечный результат, но и на сохранение взаимоотношений с участниками взаимодействия. Сотрудничество. Участники ситуации, анализируя проблему и принимая решение, приходят к консенсусу (от лат. — согласие, единодушие), полностью удовлетворяющему интересы всех сторон. Этой стратегии отдают предпочтение тогда, когда участники взаимодействия, несмотря на возникшие разногласия, все же хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой совместного решения, проекта. Времени поработать над возникшей проблемой у команды достаточно, и предлагающий эту стратегию взаимодействия владеет технологиями коллективного принятия решения. Конечно же, использование работником первого стола с посетителем аптеки стратегии, например, «конкуренция», вряд ли будет целесообразным. Каждая из этих стратегий имеет место быть, и каждая из них может применяться в той или иной ситуации. А какую именно тактику применять каждый решает сам. Трудность — это не посетитель аптеки. Трудность — это наша реакция и отношение к ситуации и людям. Описанные выше индивидуально-психологические особенности личности человека — это лишь самая малость того, из-за чего могут возникать трудности в общении. Существуют поведенческие и эмоциональные индикаторы, которые помогут нам определить, что «трудный момент» близок. К ним относятся: обвиняющий тон, требовательность, взгляд, покупатель «засыпает» вопросами, спрашивает одно и то же несколько раз, внимательно слушая ответ и т. д. Главное — успеть распознать эти индикаторы и умело построить взаимодействие. Какую стратегию использовать — решать Вам. Выбор будет зависеть от того, в какой обстановке Вы находитесь: формальной или неформальной. Но помните, что самый эффективный способ предотвращения конфликтной ситуации — это создание условий, при которых у собеседника не возникнет чувство неприязни, не появится ощущение, что он не понят и неинтересен. Вашему вниманию предлагается тест, который поможет определить, какую же стратегию поведения Вы используете чаще всего.  

Тест «Стратегии поведения в конфликте» (К. Томас)

Инструкция. Перед Вами ряд утверждений. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о се

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.   Ключ к опроснику
  1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
  2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.
  3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
  4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
  5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.
  В. С. Шаповалова, к. псих. н, практический психолог ІІ категории НФаУ,преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКСФ НФаУ