X

Для доступу до архівного номеру журналу введіть, будь ласка, Вашу електронну адресу

Введіть ваш Email

X

Підписка на електронну версію журналу "Сучасна фармація"


Введіть ваше ім'я


Введіть ваше прізвище


Введіть вашу спеціальність


Введіть вашу спеціалізацію















Введіть ваш Email


Введіть ваш телефон

Телефон повинен містити код країни

наприклад: +380 99 999 9999


Введіть Область/місто/селище, де ви проживаєте


Введіть ваше місце роботи


Система штрафов в аптеке: наказание или поучение?

«Великие администраторы добиваются успеха

не ограничениями

и ужесточениями правил. Они представляют людям возможности.

Хорошее руководство состоит в том,

чтобы стимулировать людей к достижению высочайшего уровня,

предлагая им возможности, а не обязательства.

Жизнь — это возможность, а не ограничение.

Д. Хэйдер»

Вопрос о системе штрафов интересует как персонал аптеки, так и ее руководителей. Штрафы в аптеке — это хорошо или плохо? Мотивирует ли материальное взыскание персонал аптеки? Или, все-таки, можно найти более объективный и гуманный способ для наказания за оплошности своих сотрудников?

Прежде всего, хотелось бы акцентировать внимание на том, что любое «материальное наказание» для сотрудников любой сферы деятельности и любого предприятия является незаконным. Согласно законодательству, сотрудники, которые нарушают трудовую дисциплину, неоднократно и не надлежаще выполняют свои трудовые обязанности могут получить выговор или увольнение. И все. Никаких других видов наказаний не предусмотрено законодательством о труде.

Более подробно об этом нам могут рассказать юристы. В данном случае нас интересует психологический аспект вопроса. Что же происходит?

Много руководителей сейчас практикуют так называемую негативную мотивацию, т.е. попытки стимулировать персонал путем материальных наказаний за невыполнение каких-либо показателей работы. Штрафы — это и есть та самая негативная мотивация.

В нынешних условиях система штрафов — это жесткий способ управления. Причем, некоторые аптеки придумывают множество причин для штрафов: опоздание, ненадлежащее выполнение конкретных обязанностей, несоблюдение норм хранения лекарственных препаратов, нарушения дисциплины, недостача в кассе и многое другое. Конечно, за серьезные оплошности виновник должен понести наказание. Только в каком виде оно будет, материальное или нематериальное — решает администрация аптечного заведения. Давайте рассмотрим их более подробно.

Думаю, всем известен метод «кнута и пряника». Конечно, если подчиненный серьезно провинился — то его следует наказать, так сказать применить «кнут». Если же наоборот, проявил себя или свой профессионализм — нужно применить «пряник», т.е. поощрить. Но это должно быть обосновано и объективно.

Провизор должен понимать за ЧТО и ПОЧЕМУ к нему был применен тот или иной способ наказания или поощрения.

Но, все-таки, систему штрафов не следует применять по нескольким причинам.

Во-первых, как было уже сказано, в нынешних социально-экономических условиях, когда цены на все товары и услуги растут — это, как минимум, не правильно. Кроме того, наложение штрафа на сотрудника является малопродуктивным инструментом, так как должностное лицо, наложившее штрафные санкции, наказывает не только сотрудника, но и его семью.

Во-вторых, из-за штрафов возникает текучесть кадров, что чревато успехом и репутацией аптеки. Также, текучесть кадров в свою очередь формирует и поддерживает нездоровую атмосферу в коллективе.

В-третьих, штрафы порождают негативные ощущения у персонала. Как показывает опыт, первая реакция на штраф варьируется от обиды до негодования, но в любом случае сопровождается выбросом большого количества негативных эмоций. Эти эмоции сотрудник либо копит в себе, либо выбрасывает вовне. В этот промежуток времени в коллективе могут наблюдаться разногласия и непонимание, конфликты и ссоры, снижение продаж или ухудшение дисциплины.

И, в-четвертых, у человека может возникнуть синдром «побежденного», что может привести к ухудшению самочувствия и разладу рабочей обстановки в целом. Указанный синдром может привести к возникновению желания отомстить, «дать сдачи», проучить или того хуже — навредить.

Разумеется, за серьезные оплошности виновник должен понести наказание. Это может быть выговор, предупреждение, лишение премии, лишение бонусов и др. Наказание должно быть справедливым, так как несправедливость обижает и озлобляет человека. Например, в аптеках часто практикуют коллективные штрафы, т.е. кто-то один провинился, а штрафуют всю смену. Прежде чем наказать, нужно хорошо разобраться в мотивах, причинах и характере проступка, и только потом — осмотрительно сделать выводы. Возможно, действительно, виновата вся смена или несколько человек, а если нет?

Что касается «пряника», то поощрение подкрепляет желательное поведение и проявление профессионализма, что способствует развитию у персонала «синдрома победителя». Здесь может быть присуща здоровая конкуренция, желание выделиться и заслужить похвалу у начальства. Это и есть та мотивация, к которой нужно стремится. Она более действенна, чем любые наказания.

Одним из эффективных инструментов управления персоналом является умение объективно оценивать подчиненных. Оценка может выражаться в форме похвалы за хорошо выполненное задание или порицание за упущение в работе. За много лет работы накопились общие и уже отработанные на практике правила грамотного поощрения и наказания подчиненных. Но, несмотря на них, подход к каждому сотруднику должен быть строго индивидуальным — необходимо принимать во внимание психологические, личностные особенности каждого сотрудника: с кем-то можно быть по строже, а с кем-то, наоборот, мягче. Иногда, даже, необходимо учитывать особенности настроения подчиненного.

Давайте рассмотрим правила критики персонала.

Правило 1. Наверное, самое главное — это не критиковать и не делать выводы сгоряча. Дайте себе какое-то время успокоиться. Как говорится: утро вечера мудренее. Так и здесь, не делайте поспешных выводов, чтобы не навредить и не оказаться в неловкой ситуации.

Правило 2. Хвалите — прилюдно, наказывайте — в индивидуальном порядке. Критика на людях — одна из грубых управленческих ошибок и нарушение норм деловой этики. Например, можно провести индивидуальную беседу с подчиненным, а на собрании коллектива говорить о факте нарушения (не называя имен) и выводах, которые должен сделать каждый, чтобы подобные случаи не повторялись.

Правило 3. Критикуйте не личность, а поступок. Критика личности может вызвать внутренний протест: «Я совсем не такая (ой)». Критика не нравится никому. Но как только вы отделите личность человека от проступка, его отрицательные эмоции будут направлены на собственный промах, а не на Вас.

Правило 4. Не создавайте у подчиненного чувство безысходности, невозможности исправить ситуацию. Почти любую оплошность можно поправить или, по крайней мере, сделать все, чтобы не допустить снова. Дайте возможность подчиненному понять, что Вы критикуете его, чтобы он не совершал подобных ошибок впредь.

Правило 5. Будьте доброжелательны. Как бы там ни было и чего бы не натворил ваш персонал — оставайтесь всегда человеком. Помните, Ваши поступки и Ваш стиль руководства — это лицо Вашей аптеки.

Хотелось бы сказать провизорам: Во избежание штрафов и наказаний в целом достаточно просто следовать инструкциям и внимательно выполнять свои должностные обязанности. Следите за своим профессионализмом, ведь профессионалов ценят.

И руководителям: проанализируйте систему мотивации, систему поощрений и наказаний в Вашей аптеке и задумайтесь, возможно что-то нужно изменить. Ведь подкреплять заслуги своих подчиненных гораздо приятнее, чем наказывать за профессиональные оплошности.

Поощрения подкрепляют желательное поведение и профессионализм персонала, способствуют развитию синдрома победителя. Наказания, напротив, служат для прекращения нежелательного поведения и развивают синдром побежденного.

Shapovalova  autor  В. С. Шаповалова к. псих. н, практический психолог ІІ категории НФаУ, преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКСФ НФаУ  

Методика «Мотивация достижения успеха и избегания неудач»

psychology_2017_02_test

Форма А (мужская)

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получить плохую.
  2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое задание, то предпочел бы сделать его с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.
  3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые наверняка решу.
  4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неудачи.
  5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все усилия, чтобы с ним справиться, чем перешел бы к тому, что у меня хорошо получается.
  6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и средняя зарплата, работе с зарплатой выше средней, в которой я должен сам определять, что и как делать.
  7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
  8. Я предпочел бы важное трудное дело, в котором вероятность неудачи равна 50%, достаточно важному делу, в котором вероятность успеха составляет почти 100%.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют повышенного мастерства и известны немногим.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. Если я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в простую развлекательную игру, чем в трудную, требующую напряжения и сложных размышлений.
  12. Я предпочитаю участвовать в соревнованиях, где я могу оказаться сильнее других, чем в таких, где участники примерно равны по силе.
  13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
  14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его так, как мне советуют другие.
  15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет умеренной и постоянной, чем работу, в которой начальная зарплата будет небольшой, но есть шанс, благодаря своим усилиям, в скором времени сделать ее достаточно высокой.
  16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
  17. Я предпочитаю работать, не щадя себя, до тех пор, пока полностью не буду удовлетворен полученным результатом, чем стараться закончить дело побыстрее и как-нибудь.
  18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа глубокого размышления и выражения собственной оригинальной точки зрения.
  19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но вместе с тем есть и возможность добиться большого успеха, чем такое, где вероятность неудачи сведена к минимуму, но и успеха не добьешься.
  20. После удачного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь полученной высокой оценке.
  21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
  22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем о том, как правильно его решить.
  23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану искать выход из сложившегося положения.
  24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
  25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
  26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на то, что оно получится.
  27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
  28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое, в успехе которого я уверен.
  29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем тогда, когда передо мной задачу ставят лишь в самых общих чертах.
  30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к более трудной.
  31. Когда нужно соревноваться, то у меня скорее возникнет интерес и азарт, чем беспокойство и тревога.
  32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Форма Б (женская)

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получить плохую.
  2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена в том, что смогу их решить, чем за легкие, которые почти наверняка решу.
  3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неудачи.
  4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все усилия, чтобы с ним справиться, чем перешла бы к тому, что у меня хорошо получается.
  5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, где я сама должна решать, что и как делать.
  6. Более сильные переживания у меня вызывает страх неудачи, чем ожидание успеха.
  7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
  8. Я предпочла бы важное дело, где вероятность неудачи равна 50%, достаточно важному, но не трудному делу.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые известны немногим и требуют большого мастерства.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь полученной высокой оценке.
  12. Если бы я собралась играть в карты, то скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в серьезную, требующую размышлений.
  13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, соревнованиям с участниками, приблизительно равными по силе.
  14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжить дело.
  15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем радуют успехи.
  16. В новых ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.
  17. Я скорее попытаюсь изготовить новое интересное блюдо, хотя оно может и не получиться, чем стану готовить привычное кушанье, которое у меня обычно выходит хорошо.
  18. Я скорее займусь чем-нибудь приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то стоящее, но не очень увлекательное.
  19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.
  20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем поработать.
  21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы решили устроить вечеринку, то я предпочла бы сама организовать ее.
  22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь за помощью, чем стану сама искать выход из сложившейся ситуации.
  23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникнет интерес и азарт, чем беспокойство и тревога.
  24. Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.
  25. Я лучше работаю под чьим-либо руководством, чем тогда, когда несу за работу личную ответственность.
  26. Мне больше нравится выполнять сложные незнакомые задания, чем знакомое и такое, в успехе которого я уверена.
  27. Если бы я успешно решила какую-нибудь задачу, то с большим удовольствием взялась бы еще раз решать аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.
  28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем тогда, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.
  29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.
  30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Обработка результатов

Ключ к мужской форме опросника (А): +1, –2, +3, –4, +5, –6, +7. +8. –9, +10, –11, –12, +13, +14, –15, –16, +17, –18, +19, –20, +21, –22, –23, +24, –25, –26, –27, +28, –29, –30, +31, –32.

psychology_2017_02_table_1

Ключ к женской форме опросника (Б): +1, +2, –3, +4, –5, –6, +7, +8, –9, +10, –11, –12, –13, +14, –15, –16, +17, –18, +19, –20, +21, –22, +23, –24, –25, +26, –27, +28, –29, –30.

psychology_2017_02_table_2

В соответствии с представленными выше ключами оценки, данные испытуемыми по каждому из суждений опросника, переводятся в баллы следующим образом. Если в ключе данное суждение помечено знаком «+», то оценки (в числителе) переводятся в баллы (в знаменателе) так:       Если в ключе соответствующее суждение помечено знаком «–», то пользуются следующим соотношением:     Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему опроснику, и на ее основе определяют, какая мотивация доминирует у испытуемого. Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху. Если сумма баллов оказалась в интервале от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи. Наконец, если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.