Психологический климат в коллективе аптеки

Одной из серьезных проблем работы аптек является большая текучесть кадров. Она приводит к нарушению слаженной работы организации и, в свою очередь, к потере прибыли. Качество лекарственного обеспечения населения в значительной мере зависит от общей положительной атмосферы аптеки. Каждый работник аптеки, приходя на работу, приносит с собой свою энергию. Она должна быть направлена на получение определенных результатов, которые приносят удовлетворение как посетителям аптеки, так и самим работникам.

Социально-психологический климат в аптеках является проявлением эффективности руководителей аптек и отражается на экономических показателях, а также на достижении основной цели фармацевтической деятельности – своевременного, качественного и лекарственного обеспечения населения.

Гигиенические условия в аптеке должны быть комфортными, значительное влияние на работу провизора или фармацевта оказывает температура воздуха и влажность помещения, удобное рабочее место. Важное место занимает общение в коллективе, социальная атмосфера и психологический климат, которые должны быть хорошими на протяжении всего рабочего дня.

Как понять, какой же климат в вашем коллективе?

 

Благоприятный климат

При таком климате каждый работник аптеки чувствует себя комфортно на рабочем месте. В коллективе царят приятные отношения и доверие друг к другу. Все работники чувствуют себя прекрасно, уверены в своих силах и способностях, их желания совпадают с возможностями, реализуются новые идеи. Если в работе возникают какие-либо недочеты или ошибки, они легко и быстро исправляются. Работники аптеки будут эффективно работать и приносить высокую прибыль.

Неблагоприятный климат

При таком климате в коллективе наблюдается постоянный пессимизм, сотрудники нервничают, у них нет желания работать, находятся в постоянном напряжении, часто возникают конфликты друг с другом. В таком коллективе нет слаженной работы или совместных проектов, сотрудники не могут работать в полную силу – все это приводит к плохой работе всей аптеки.

Каждый руководитель аптеки должен интересоваться сложившимся климатом в коллективе. В беседе с сотрудниками он должен узнать, нравится ли им работа, являются ли условия работы комфортными. При этом можно определить сложившуюся обстановку в аптеке. Очень важно, чтобы провизоры и фармацев-ты доверяли друг другу, а также своему руководителю. Чтобы получить положительные результаты, чтобы достичь поставленных целей, нужно уметь работать в команде. Создавать благоприятную обстановку для работы является обязанностью эффективного руководителя.

Но, к сожалению, не во всех аптеках уделяется достаточно внимания комфортной обстановке работы. Это влечет за собой целый ряд проблем и сложностей.

Выбор профессии должен основываться на предпочтениях, знаниях, опыте, но не всегда человек делает правильный выбор. Но бывает и так, когда на работу в аптеку приходит молодой специалист с высшим образованием, прекрасными знаниями и большим потенциалом. Но, попав в разлаженный коллектив, не может эффективно работать, постепенно теряет веру в себя, часто становится участником конфликтов и такой сотрудник без капли сожаления уходит из аптеки. Затем старается сменить профессию на другую, о чем может затем жалеть всю жизнь. Один работник не в силах изменить весь коллектив.

Как же возникают конфликты? Чтобы это понять, нужно знать ответы на вопрос, что послужило поводом для возникновения конфликта и по какой причине он возник. В чем разница между причиной и поводом? К примеру, когда работники аптеки не могут решить, кто выйдет на работу в праздничный день, эта ситуация перерастает в конфликт. В таком случае время работы будет лишь поводом, в результате которого люди хотят выяснить, кто из работников пользуется большим влиянием на руководителя или кто является любимчиком. В скором времени может появиться похожий конфликт, например, как кто должен выполнить не слишком приятную работу. И тогда появляются в коллективе серьезные психологические проблемы, которые нужно решать, чтобы сохранить коллектив и эффективную работу в нем.

Психологический климат или микроклимат в аптеке влияет на то, будет ли человек испытывать внутреннюю удовлетворенность от работы и быть хорошим работником в одном коллективе или же постоянно испытывать дискомфорт и быть отстающим в другом коллективе.

Давайте разберемся, какие же факторы определяют психологический климат человеческих взаимоотношений, по каким критериям его можно оценить и какие характеристики соответсвуют ему. Чаще всего психологический климат – это «целостное состояние коллектива, при котором относительно устойчивый эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности и характер межличностных отношений». По другой точке зрения, психологический климат определяется как «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что любые факторы коллективной деятельности оказывают влияние на психологический климат. Под климатом в рабочем коллективе понимают прежде всего психологическое отражение условий работы на эмоциях и настроении людей.

При оценке психологического климата обычно обращают внимание на отношение людей к своей работе и отношения друг с другом в ходе работы. В каждом случае присутствуют эмоциональный и предметный компоненты, а отношения друг с другом можно разделить на уровни:

  1. Вертикальный уровень – отношения между руководителем и подчиненными.
  2. Горизонтальный уровень – отношения между коллегами.

 

Известно, что проявления психологического климата достаточно многообразны. Психологический климат меняется в зависимости от производственной обстановки, времени действия и эмоционального состояния работников.

Ни для кого не секрет, что работа в аптеке имеет определенные минусы. Поэтому в большинстве случаев она отрицательно сказывается на самочувствии работников. Это неудивительно − постоянное общение с большим количеством посетителей аптеки в течение дня, сосредоточенность, высокая степень ответственности и напряженность оказывают влияние на состояние нервной системы и здоровья в целом.

Что влияет на психологический климат в коллективе?

Психологическая совместимость

Это способность работников к совместной деятельности, в основе который лежит оптимальное сочетание личностных качеств. Людям, в чем-то похожим, будет легче наладить взаи-модействие во время рабочего процесса, в результате чего появляется уверенность в себе и повышается самооценка. Существует три уровня психологической совместимости:

  • психофизиологический;
  • психологический;
  • cоциально-психологический.

В основе психофизиологической совместимости лежит оптимальное сочетание темпераментов людей. Например, флегматик и холерик будут выполнять работу в разном темпе, что может повлечь за собой конфликты в процессе работы.

Психологическая совместимость включает в себя совместимость характеров и типов поведения. Так, импульсивному работнику в качестве напарника подойдет спокойный и уравновешенный коллега.

Cоциально-психологическая совместимость основана на согласовании социальных ролей. Двум работникам, которые оба хотят доминировать, будет сложно при совместной работе.

Стиль руководства

Роль руководителя в создании оптимального психологического климата является решающей. Компетентность руководителей основана на социально-психологических методах урегулирования конфликта. Руководитель должен постоянно контролировать социально-психологическую атмосферу в коллективе. Необходимо использовать различные социально-психологические методы для профилактики или устранения стрессовых ситуаций и конфликтов на аптечном предприятии.

Санитарно-гигиенические условия работы

Жара в рабочих помещениях, духота, плохое освещение, шум – все эти факторы могут стать источником раздражительности и повлиять на психологическую атмосферу в коллективе. И наоборот, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность в процессе работы, что способствует формированию благоприятного социально-психологического климата.

Характер выполняемой работы

Монотонная деятельность, высокая ответственность, эмоциональная насыщенность могут косвенно отрицательно повлиять на психологический климат в рабочем коллективе.

Удовлетворенность работой

Для формирования благоприятного психологического климата огромное значение имеет то, насколько работа интересна для сотрудника, насколько она разнообразна, является ли работа творческой и соответствует ли она его профессиональному уровню. Также важно, позволяет ли работа реализовать свой творческий потенциал и есть ли возможность профессионально расти.

Удовлетворенность работой повышается в результате удовлетворенности условиями работы, достойной оплатой труда, справедливым распределением отпусков, оптимальным режимом работы. Значительная роль отводится перспективам карьерного роста, возможности повышения профессионализма, а также характеру деловых отношений в коллективе по вертикали и горизонтали.

Организация совместной деятельности

Способ распределения полномочий, наличие общей цели влияет на социально-психологический климат в коллективе.

А нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие работника его профессиональной роли, а также полная психологическая несовместимость участников совместной деятельности приводят к повышению напряжения и могут послужить источником конфликтов.

При общении со многими провизорами и фармацевтами можно узнать, что в основном работников аптек устраивает их трудовой коллектив, в котором они проводят большую часть дня, так как в них создана благоприятная атмосфера взаимного уважения. Это происходит благодаря эффективному руководителю, который умеет найти подход к каждому сотруднику аптеки. В основном отношения в коллективе строятся на гуманной основе и взаимном уважении. Почти все провизоры и фармацевты отмечают, что сотрудники их аптек вежливы, порядочны, честны, доброжелательны и справедливы при общении друг с другом. Фармацевтические работники уважают труд и опыт каждого члена коллектива, почти всегда готовым бескорыстно поделиться свои-ми знаниями и опытом. Все это и способствует созданию оптимального психологического климата в аптеке, что обязательно отражается на качестве обслуживания посетителей аптеки!

 

 

  Кириченко Людмила