Обнародована концепция новой системы здравоохранения

27 мая 2014 г. Минздрав Украины обнародовал для общественного обсуждения проект распоряжения Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции новой системы здравоохранения» (далее — Концепция).

Реализация положений Концепции направлена на решения основных проблем системы здравоохранения Украины, которыми определены:

  • значительно низкая по сравнению с другими европейскими странами средняя продолжительность жизни и высокий уровень инвалидизации населения;
  • неэффективная структура управления системы здравоохранения система управления (бюрократизация, как в части регуляторных функций, так и в отношении непосредственного управления учреждениями здравоохранения и оказанием медицинской помощи, отсутствие противовеса в виде полномочий институтов гражданского общества);
  • несовершенство современных механизмов финансирования, распыленность и нерациональное использование имеющихся ресурсов;
  • дефицит кадров вследствие уничтожения социального престижа медицинской профессии, отсутствия мотиваций к улучшению качества и повышения эффективности медицинской помощи.
zakon

В Концепции идет речь о том, что продолжение модернизации только преимущественно первичной медицинской помощи без изменений в обеспечении населения услугами вторичной и третичной помощи, в системе общественного здравоохранения приведет к дальнейшему углублению несоответствия между потребностями населения в указанных услугах и объемами их предоставления. В связи с этим необходимым является реализация основ европейской политики «Здоровье 2020» через комплексный подход, а именно:

  • Разработка и внедрение общеобязательного социального медицинского страхования.
  • Введение договорных отношений между государством и учреждениями здравоохранения.
  • Стимулирование развития добровольного медицинского страхования.
  • Обновление системы управления путем создание системы противовесов в виде профессионального самоуправления (врачи, младшие специалисты с медицинским образованием, провизоры) и саморегулируемых организаций поставщиков медицинской помощи для четкого урегулирования прав, обязанностей и ответственности сторон, а также совершенствование системы мониторинга и подотчетности.
  • Обновление кадрового обеспечения для повышения качества до дипломной и последипломной подготовки кадров.
  • Дальнейшее развитие первичной медицинской помощи на принципах семейной медицины, оптимизация сети учреждений вторичной помощи с учетом потребностей населения в услугах вторичной и третичной помощи, с дифференциацией учреждений здравоохранения вторичной помощи по интенсивности лечения и видами вторичной помощи, четкое определением учреждений здравоохранения третичной помощи.
  • Внедрение системы управления качеством медицинской помощи.
  • Формирование системы электронного здравоохранения и объединения информационных ресурсов отрасли в единое информационное поле.
  • Обеспечение эффективной фармацевтической политики:
    • упрощение и рационализация разрешительной системы, сбалансирование системы контроля;
    • стимулирование импортозамещения;
    • внедрение государственного регулирования цен на лекарственные средства с применением референтных цен;
    • расширение применения механизма возмещения стоимости лекарственных средств (реимбурсации);
    • модернизация сети аптечных учреждений в систему, предоставляющую медико-фармацевтические услуги.
  • Осуществление эффективного информационно-коммуникационного обеспечения построения новой системы здравоохранения.
  • Совершенствование лидерства и коллективного руководства в интересах здоровья, повышение открытости, прозрачности и общественного участия органов местного самоуправления в обеспечении предоставления услуг по охране здоровья.

По материалам: www.legalalliance.com.ua