АМКУ внедрил Европейские подходы для оценки вертикальных согласованных действий

На сайте Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) было опубликовано сообщение о принятии Антимонопольным комитетом Украины распоряжения «Об утверждении Типовых требований к вертикальным согласованным действиям субъектов хозяйствования и внесении изменений в Типовые требования к согласованным действиям субъектов органов Антимонопольного комитета Украины» (далее – Типовые требования). Документ внедряет в украинское законодательство подходы к оценке вертикальных соглашений, которые применяются в Европейском Союзе, а именно Регламент Европейской Комиссии № 330/2010 от 20 апреля 2010 года. Украинское законодательство, как и европейское, содержит запрет на совершение согласованных действий, которые потенциально могут нанести вред конкуренции. Чтобы отделить разрешенное поведение от запрещенного как украинское, так и европейское законодательство содержит описание ситуаций, когда согласованные действия, как правило, не могут нанести вред конкуренции. Однако украинское законодательство было менее конкретным в данном вопросе, что могло привести к неоднородной практике. Типовые требования способствуют устранению данного недостатка, что будет минимизировать риск для бизнеса быть привлеченным к ответственности за нарушения законодательства в сфере защиты экономической конкуренции. Типовые требования определяют четкие критерии разрешенных согласованных действий, а также ряд жестких ограничений, которых следует избегать в согласованных действиях, поскольку такие ограничения практически всегда будут наносить вред конкуренции. Согласно Типовых требований, в безопасной зоне находятся следующие вертикальные согласованные действия:
  • согласованные действия, в которых доля поставщика на рынке, на котором он продает контрактный товар, не превышает 30 %, и доля покупателя на рынке, на котором он покупает контрактный товар, также не превышает 30 %;
  • согласованные действия между объединением субъектов хозяйствования и его участниками, или между таким объединением и его поставщиками, и если все участники такого объединения являются розничными продавцами товаров, при условии, что в состав объединения не входит хотя бы один субъект хозяйствования, объем реализации которого в Украине, с учетом отношений контроля, за последний финансовый год превышает сумму, эквивалентную 25 млн евро, определенную по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины, действовавшему в последний день финансового года;
  • согласованные действия, которые содержат положения о предоставлении или использовании покупателем прав интеллектуальной собственности, при условии, что такие положения не являются основным предметом таких сделок и напрямую связаны с использованием, продажей или перепродажей товаров покупателем или его заказчиками;
  • согласованные действия между подрядчиком и субподрядчиком, когда субподрядчик обеспечивает производство определенных товаров исключительно для подрядчика в случае, если последний поставляет субподрядчику технологии или оборудование, которые необходимы для производства субподрядчиком таких товаров, за исключением установленных для субподрядчика обязательств не совершать и не использовать собственные исследования и разработки или в целом не производить товары для третьих лиц.
К жестким ограничениям, которых стоит избегать, Типовые требования относят следующее:
  • вертикальные согласованные действия, заключенные между конкурирующими субъектами хозяйствования, кроме случая, когда конкурирующие субъекты хозяйствования участвуют в вертикальных согласованных действиях, которые не являются взаимными (когда поставщик одновременно выступает также покупателем своего покупателя, а покупатель – поставщиком своего поставщика), и при этом выполняется одно из условий:

1/поставщик одновременно является производителем и дистрибьютором товаров, а покупатель является дистрибьютором, который не конкурирует на уровне производства товара, или

2/поставщик предоставляет услуги на различных уровнях торговли, а покупатель действует только на рынке розничной торговой организации, не конкурируя на рынке оптовой торговли, на котором он покупает контрактную услугу;

  • вертикальные согласованные действия, содержащие жесткие вертикальные ограничения, а именно, целью которых прямо или косвенно являются:

1/ограничения способности покупателя определять цену реализации контрактного товара, за исключением действий поставщика по определению максимальной или рекомендованной цены реализации, если это не приводит к установлению фиксированных или минимальных цен реализации вследствие давления со стороны одного из участников согласованных действий или выгод (стимулов), предлагаемых таким участником;

2/ограничения территории или круга заказчиков, соответственно, в пределах которой или которому покупатель может продавать контрактный товар, не препятствуя установлению ограничений в отношении его местонахождения;

  • любое прямое или косвенное обязательство не конкурировать, срок действия которого не определен или превышает пять лет, кроме случаев, когда обязательство не конкурировать касается реализации покупателем контрактных товаров в помещениях и / или на территории, которые принадлежат поставщику на праве собственности или которые поставщик арендует у третьих лиц, не связанных с покупателем, при условии, что срок действия обязательства не конкурировать не будет превышать срока, в течение которого покупатель занимает эти помещения и / или территорию;
  • любое прямое или косвенное обязательство покупателя не производить, не приобретать, не продавать или не перепродавать товары после прекращения соглашения, кроме нескольких исключений, которые мы не будем приводить с целью экономии места;
  • любое прямое или косвенное обязательство участника избирательной системы поставки не продавать товары, реализуемые под торговыми марками конкретных субъектов хозяйствования, которые являются конкурентами поставщика.
  Кроме того, Типовые требования ввели в украинское законодательство ряд важных терминов, которые широко используются в европейской практике, в частности, «активные продажи», «пассивные продажи», «выборочная система поставки», «исключительные (эксклюзивные) поставки», «обязательство не конкурировать» и т. п. Принятие Типовых требований является шагом в сторону внедрения европейских подходов в украинское законодательство в сфере защиты экономической конкуренции. Однако несмотря на очевидный прогресс в данном вопросе, для фармацевтического рынка весь позитивный эффект от Типовых требований существенно нивелируется тем фактом, что рынок дистрибуции лекарственных средств характеризуется высоким уровнем концентрации. В Украине действуют два дистрибьютора, которые обладают долями более чем 30 % каждый. Практически все поставщики осуществляют дистрибуцию через данных дистрибьюторов. Следовательно, безопасная зона, которая образуется благодаря Типовым требованиям, не будет распространяться на большинство договоров дистрибуции лекарственных средств. Более того, исходя из редакции пункта 1 Типовых требований, такие договоры будет очень желательно согласовать с АМКУ.  

По материалам: www.legalalliance.com.ua